Проповеди

Слово в начале великого поста

 

Сегодня, возлюбленные братья и сестры, я хочу побеседовать с Вами о великом посте. Сколько слов об этом сказано, не перечесть, а вопрос всегда остаётся актуальным и, тем более в наше непростое время. Но начать я хотел бы со своих личных недоумений, которые случались в самом начале моего познания христианства и воцерковления. Я никак не мог понять, почему меня поздравляют с началом поста, ведь пост это время ограничений, время “самобичевания”, так мне тогда казалось, так многие и сегодня считают. Со временем я понял суть своих заблуждений, они были скрыты в самом определении поста – самобичевание, страдание и т.д. Приведу такой пример – человек заблудился в лесу! Ему трудно, страшно, но в эту минуту он думает не о том, он думает как ему найти верную дорогу. И когда он выберется из леса все тяготы и лишения останутся в его памяти как что-то далёкое и не важное, а вот цель, которую он достиг будет главенствующей во всех его размышлениях. Не похожи ли мы на этого странника? Нет не похожи, в той или иной степени, каждый из нас тот самый заблудившийся странник. Мы все находимся в потоке информации льющейся на нас со всех сторон, информации, от которой просто “разрывает” голову. Куда не глянь – политика, выборы, интриги, скандалы; телевидение-битва экстрасенсов,сериалы,новости и т.д. В нашей жизни не осталось места для самого главного, для Бога и для спасения души! Так что же делать, упасть в эту грязную реку и плыть по течению, пока нас не разобьёт о камни, или собраться с силами и выбираться на свет Божий? Думаю, любой из нас выберет второе. И здесь мы подходим к тому, с чего началась наша беседа, к посту. Так что же такое пост в нашей жизни? А пост не что иное, как дорога для заблудившегося в лесу, дорога домой, дорога к Богу, к примирению с Ним и на этом пути нам нужно выбросить всё, что отягощает нас! А как понять что нас отягощает? Все ответы в Святом писании, там каждое слово пропитано Божьей истиной! Поступайте с людьми так, как хотите что бы с вами поступали! Так сказал Христос! Казалось бы так просто понять,а как трудно выполнить. Прощайте и прощены будете! И здесь все предельно ясно, а как же тяжело не на словах, взять и простить… К слову, предстоятель нашей церкви, блаженнейший Онуфрий благословил всех в течении поста ежедневно прочитывать одну главу из Святого писания.

Ещё я хотел бы остановиться на питании во время поста. Я неоднократно видел, как люди постятся (в пище) и пьянствуют, при этом позволяют себе шуточки, дескать водка же постная и так далее… Некоторые потребляя абсолютно постную пищу живут блудной жизнью. Есть и такие, которые рассматривают пост как православную диету. Безусловно это заблуждение, а скорее даже ересь. Пост это ограничение от того, что нам так “дорого” в повседневной жизни, это наша жертва Богу, как доказательство любви к Нему! Пост не является самоцелью, а лишь оружием к достижению цели – спасения. Отказываясь от малого, а зачастую не нужного (посплетничать, пообсуждать и т.д.) мы приобретаем весь мир Божий!!! Так неужели это высокая цена за жизнь вечную во Христе Иисусе?

Давайте же вооружимся святым писанием, оно убережёт нас от блуда духовного, коим являются так называемые современные “религиозные практики”, запасёмся терпением, что бы уберечься от блуда телесного, наполним наши сердца молитвой – пищей духовной, что бы Господь облегчил нам путь и тогда вопрос что нам вкушать из хлеба насущного разрешиться сам собой! Благословение Господне на вас!

                          подготовил: иерей Александр Мироненко

Воля вибору

Людська природа схильна і до добра і до зла. Вона відкрита до приняття Божої благодаті і до злої сили. Господь не силує свободу особистості, не приневолює її до добра, а тільки кротко сповіщає душі про Себе, і призиває її на дорогу спасіння. Людина ж робить вибір.

Згідно слів святого Паісія Святогорця, Афонського старця, добрі люди уподоблені до бджілки, яка сідає тільки на квітку, а злі – з мухою, яка шукає тільки смітник. І бджілка ніколи не сяде на смітник. Бог таким чином створив людину, що одні вчинки співвідносні обов”язку, гідності і моралі в благо людині, інші навпаки – безвідповідальні, лихі для її. своєю волею людина відкриває двері для всіляких можливостей. Вона може зійти на висоту святості і богоподібності, або зануритися в пекло, безоднюгріха і зла.

Тому Православна Церква має чіткий орієнтир на закон Божий і закон моралі, який притаманний кожній людині. В посланні до Римлян святий Апостол Павло говорить про загальну провину людства, перед Богом : ” Бо ніхто не може оправдатися тим, що не знав, як поступати в своєму житті, тому, що закон моралі написаний в кожному серці.” ( Рим. 2: 14-15) Вчення природно-морального закону  тісно пов”язане з глибоким християнським досвідом Православної Церкви.Це підтверджують святі отці,завдяки йому вони досягли великих вершин досконалості, спасіння і обожіння.

В діалозі з трифоном святий Іустин Філософ повчає:” Бог створив людину вільною і дав їй розум, щоб вибирати істину і поступати справедливо. А всякий хто творить гріх не  може звільнитися від думки, що скоює беззаконня.” з найяскравішим баченням, що до закону , звертається до нас святий Іоанн Златоуст :” Бог вклав в людину вроджений закон , який керує єю як капітан кораблем, або як вершник конем.”

Отже треба зазначити що одного морального закону мало, щоб жити богобоязнено, познати Бога, Його святу волю та промисл. Треба жити по Євангелію, закону Божому. Бог вочоловічився в Христа з метою нас оправдати і навчити як жити і упорядковувати життя, щоб зробити достойним його Божественої благості і любові.

Підготував: прот. Микола Рабош

Велике водоосвячення в навечір”ї Богоявлення

i

    Сьогодні ми вступаємо в майбутнє великого таїнства – Хрещення Господне, де в православних храмах повсюди звершується велика агіасма – водоосвячення. Якщо взяти , для прикладу, Таїнство Хрещення то там також освячується вода. Вода , як матеріальна стихія, з”явилася по волі Бога в третій день творіння світу. Дух Божий носився над водою ( Бут.1,2). Тобто Дух Божий не тільки освятив воду, але там відбувалися процеси творчої волі Творця. І ось з”явився перший чоловік. Образ Божий перебував в ньому повною святістю , яку він найближчим часом втратив в наслідок першого гріха. Чоловік був вигнаний із Раю. Потім пішли інші гріхи. Природа стала ворожою йому. Смерть – кара , наслідок гріха, як порушення заповіді Божої. Людина стала перебувати у владі злого духу. Диявол був переможений Ісусом Христом, але його влада на землі була тільки обмежена , а не знищена.

      Животворний Хрест ,  тричі занурений у воду , при загальній молитві всієї Церкви, знаменує самого Спасителя, Сина Божого, зануреного в потік Йордану. Богоявленська вода наповнена благодаттю Святого Духа, чиста і священна, як перша вода творіння, над якою носився Дух Божий. Будемо стояти в храмі, як на самому Йордані , і благодать Божа осяє нас своєю всеочищуючою силою.

Проповідь підготував : Архім. Василіск ( Непомнящий )

                            Опасность греха повседневности

Мне бы хотелось остановиться на таком моменте жизни православных людей как не внимание , нерадение и небрежение в суете повседневной жизни. Святой апостол Павел предупреждает нас :”Блюдите убо како опасно ходите, не якоже не мудры но якоже премудры…” (Еф. 5.15) Также и в развитие этой мысли сказано:” На пути сем по немуже хождах скрыша сеть мне”(Пс. 141) Этими словами Священное писание предупреждает нас об угрозе скрытой в наиболее привычной для нас обыденной , повседневной обстановке. Давайде разберем природу угрожающей нам опастности. Одно из основных свойств психологии человека это способность к адаптации психики к негативным обстоятельствам жизни и  невелирование (вытеснение из сознания, влияния негативных факторов окружающих событий). По этому как бы человек не сопротивлялся какому либо внешнему негативу :уродству окружающей обстановки , постоянному шуму, виду нечистот, ядовитости окружающей среды и тк.д. постепенно прывыкает и усвояет ( навыкает с этим жить) к этому негативу. Так же и душа человека , будучи помещена в обстановку непрестанно давлеющего на нее греха (через слышание, видение,общение) постепенно прывыкает к восприятию греха и движением всех своих сил (разума , воли и чувств) начинает соответствовать привычно возбуждаемым в ней греховным движением: осуждение , злобы, лукавство, похоти, егоизма и тк.д. постепенно именно такие движение сил нашей души становяться нам привычны и собственно воспринимаются нами как сама “жизнь” (или, в лучшем случае, некая неизбежность). Самое плохое в этом явлении, то что внутренний судья человека голос совести или естественный нравственный закон , постепенно усыпляется этой обыденностью греха в нас и постоянным самообманом, что “Это все естественно и главное избегать тяжелых грехопадений”. Как же быть в такой плачевной ситуации? Ведь именно таким образом формируется в православном христианине фарисей: “…ты же человече равнодушне владыко мой и знаемый мой иже копно наслаждался еси со мною брашен в дому Божия ходихом единомышлением”(Пс. 54). Когда ” все я знаю , со всем согласен, все необходимое делаю” и при этом полное равнодушие ко всему, что не затрагивает повседневных суетных интиресов. Другой стороной этого состояния является незаметная “чем и особо опасное” отвержение такой душой Христа и, по сути , замена служения Христу служением момонне (духу мира сего). Ближайшей перспективой такого состояния души является описанное апостолом Павлом:” Их конец погибель, их бог чрево, слава их в сраме, они мыслят о земном…” ( Филип.3.19) Именно ради избежания такой участи на заре христианства возникло отшельничество , а в последствии – монашество. Где верующий христианин просто физически избегал той гибельной среды , которая могла бы породить в его душе такие явления и это в тех условиях , и в то время когда развращенность и соблазн окружаещего мира еще был очень далек от состояния сегоднешнего дня . По этому особенную силу и жизненную важность преобретает учение монахов -аскетов . Основную идею учения которых от самых древних времен (Египта, Синая, Фиваиды) и до великих подвижников святой Руси – можно выразить термином – трезвение ( внутреннее делание ), неотемлемой частью которого является духовное расуждение, когда верующий при любых внешних обстоятельствах не перестает надзирать за движением сил своей души и ” розсуждать их”. Это касаетсся и движения ума ( помыслов) и движения воли (хотений) и движения чувств ( переживаний) . Тогда сопровождая молитвой сокрушения это делание, верующий , постепенно, навыкает контролировать силы своей души , не допуская их стихийного и безсловесного движения. Шаг за шагом учась владеть ими, и тем самым достигая Евангельского идеала – совлечения ветхозаветных “кожаных риз” ветхого Адама и облачаясь в нового человека – Христа. Собственно в этом делании заключается основная идея Евангелия, выраженная словами Спасителя:”Я свет миру , кто последует за Мной тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни”(Ин. 8.12), именно то что в следовании Христу заключается идея активного преобразования всех сил души человека и изменение ориентации его сознания от ветхозаветного образа жизни( страстность, тленность, смертность) к новозаветному – вечная жизнь в общении з Богом.
Каковы же признаки , по которым  мы можем судить о состоянии дел во внутреннем мире своей души? И главное что должно свидетельствовать о пробуждении нашей души от греховного смертного сна?
Прежде  всего , когда человек начинает тяготиться постоянным и повседневным разнообразием греховных движений своей души: ” Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один из дней сына человеческого…” ( Лк. 17.22). Очень важнот не упустить эту возможность ибо далее сказано:”… и не увидите” (Лк. 17.22). Далее приходит понимание всей бездны падения и всей своей скверности перед Всесвятым Богом и страх за свою участь:” Начало премудрости – страх Господень, разум же благ всем творящим и…”( Пс.110). После этого приходит вполне осмысленная необходимость исправления и изменения себя покаянием!

 

Проповедь подготовил : прот. Георгий Анненков

 

Покаяние!!! Или православное фарисейство.

Каждый шаг на пути духовной жизни христианина есть не что иное,как покаянное движение сердца, зрящего свои грехи.С покаяния открывается для уверовавшего дверь в церковный мир, только через покаяние откроются ему райские врата. Можно сказать — начало покаяния и есть начало спасения.

В наши дни очень многие люди,познавшие мрачные глубины неверия, безбожия, вкусившие пагубные плоды смраднейших грехов, но милостью Божией вызволенные из этого ада, призванные к свету, к пробуждению, к жизни,-через раскаяние,Таинство Крещения, через исповедание своих страшных грехов, через получение благодатных сил в Таинстве Причащения, — рождаются к новой жизни, жизни совершенно иной. Но эта жизнь требует разрушения многих прежних понятий, ценностей, привязанностей , знаний,вкусов, часто почти полного забвения всего этого огромного греховного хаоса. Этот процесс перерождения. воскрешения души — довольно сложен,неодинаков у всех, таинственен. Каждого человека Бог одному Ему ведомыми путями, непостижимыми судьбами Своими изводит из этого греховного Содома,и ведет через пустыню очищения в Землю Обетованную.

О том,как каяться в содеянных грехах, какие это грехи, насколько они тяжки, как затем их оставить и не повторять — обо всем этом довольно много составлено поучений,об этом часто говорят священники в храмах, но уже на этих первых ступенях, шагах ко благочестию, каждый новообращенный встречает немало препятствий, браней, трудностей , скорбей, потому что зло неприкровенно, вопиет о себе, — необходимы только мужество и решительность, твердое намерение начать новую жизнь и порвать окончательно со старым.И вот уже при малых победах над собой обратившийся ощущает огромное внутреннее облегчение,освобождение, примирение с Богом, с совестью, с людьми, как бы сбрасывает тяжелый груз с плеч, который тяготил его всю жизнь, ощущает радость и прилив новых сил- и с таким воодушевлением входит в таинственный церковный мир, в новую семью, начинает новую жизнь. Вот именно тогда — то и начинается для него самое важное и трудное.

Дело в том, что когда человек видит многие свои явные грехи, то это его очень смиряет,ставит в правильное понятие о себе ,вселяет в душу страх, трепет перед судом Божиим. Но когда верующий по милости Божией отсечет от себя явные грехопадения, то образ покаяния заметно усложняется,утончается, и здесь появляется опасность утерять эту тропу спасения, этот единственно верный и тесный путь ко спасению и свернуть на широкую дорогу самодовольства и гордыни.Каясь в прежних грехах,оставляя прежнюю срамную жизнь свою, получая прощение от Бога, мы тем не менее остаемся глубоко пораженными многими духовными недугами, страстями, греховными навыками — мы больны сердцем, умом, волей, всеми своими чувствами. Грехи прощены , но страсти еще живы; дела греховные не творим, но склонность к ним, жажда их жива, и все это требует еще многих трудов покаяния, многих борений, скорбных взываний и молений к Милостивому Врачу — Человеколюбцу Господу нашему Иисусу Христу!

-И до каких же пор так?

-Пока живем во плоти!Ответ.

Вот здесь-то и случается распутие: уж это очень непривлекательная дорога для многих — всегдашнее покаяние, постоянное недовольство собой, недоверие себе, подозрение ко своим чувствам, движениям души, какое-то всегда внутреннее напряжение, боль, горечь. И так наоборот, хочется человеку сразу же получить полный покой, внутренний комфорт, чувство духовной удовлетворительности самим собой, чувство своей значимости и избранности.Это стало распространенной болезнью в наше время: теперь люди, по укоренившемуся в них сладострастию, склонности искать всегда и во всем комфорта и приятности, саму духовную жизнь уже принимают как средство скорейшего получения такого внутреннего «блаженства», сладостного покоя, эйфории. И вот теперь наблюдается такая картина : исповедал человек свои прежние тяжкие грехи,походил в церьковь, немного научился молиться, начал внешне упорядоченную жизнь, но дальше уже не видно, в чем теперь каяться?!» Живем как будто нормально, особо не грешим. Ну , там возникают разные плохие помыслы, оживают некоторые страсти в сердце, — так оно у всех так. Но зато сколько добрых дел мы теперь делаем!!!»И если здесь не научиться внимательному взгляду на немощи души своей, то внутреннее покаяние не привьется ей, а без него вся духовная жизнь не будет иметь верного ориентира, уклонится на ложный путь — в пагубную прелесть!!!

И действительно , у человека, составившего коварное мнение о своей праведности, о том , что он уже стоит на некоторой значительной ступени духа, появляется странное, необъяснимое разгорячение, принимаемое им за святую ревность. Распознать в этих движениях личину самообольщения в начале очень нелегко, ведь уклонившийся человек не перестает называть себя грешником и отчасти считает себя таким. Дело в том, что страсти действуют очень тонко и прикровенно, так что признание греховности есть, но оно поверхностное, больше на словах, а не в чувстве, — признание же своей праведности глубоко сидит в сердце, хотя на словах ярко не выражается!!!

И хорошо если человек в самом начале выберет верный путь, научит себя не удаляться от спасительной печали и сокрушения, не отталкивать от себя это неприятное , но полезное зрелище уродства своей души, не прикрывать его ложным мнением о себе и самооправданием, а нести эту скорбь как свой крест , как верное свидетельство правильности избранного пути. Ведь и эти скорби , происходящие от нашего падшего естества , предрекал Спаситель последователем Своим:»В мире скорбни будете»             (Ин. 16,33);» Как залог будущей радости , храните это самоосуждение как ту евангельскую соль , без которой всякое делание души тут же загнивает и начинает издавать из себя зловоние!!!

Проповедь подготовил : иерей Сергий Свительский